Марлон Брандо (Marlon Brando)

Марлон Брандо/Marlon Brando«Трамвай «Желание», «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня» - все эти, дано ставшие классическими ленты американского кинематографа невозможно представить себе без Марлона Брандо, одного из величайших американских актеров двадцатого века.

Марлон Брандо младший родился в Омахе, штат Небраска, 3 апреля 1924 года. Его отец был человеком достаточно строгим, не склонным к проявлениям нежности по отношению к детям. Отношения с матерью были еще сложнее – у Дороти Брандо были серьезные проблемы с алкоголем. Несмотря на это, Марлон рос чувствительным и добрым ребенком; он часто приносил домой брошенных животных, которых его отец безжалостно выносил обратно на улицу.

В детстве Марлону пришлось пережить расставание родителей; когда мальчику было одиннадцать, мать и отец расстались. Марлон с сестрами Джоселин и Френсис остались с матерью; они переехали в Калифорнию, где жила их бабушка, и жили там до тех пор, пока родители снова не решили жить вместе; после этого семья Брандо переехала в штат Иллинойс, в небольшую деревеньку Либертивилль неподалеку от Чикаго.

Возможно, актерский талант Марлон унаследовал от матери, которая была актрисой, но в те годы он даже не помышлял об актерской карьере.

В школе Брандо был хулиганом и сущим наказанием для педагогов; в конечном итоге его исключили из школы. Отец Марлона отправил сына в военную академию Шаттак в Минессоте, но и там молодой человек долго не задержался – его исключили за плохое поведение.

Он вернулся домой, но вскоре принял решение перебраться в Нью-Йорк вслед за своими сестрами, отправившимися в большой город учиться.

В Нью-Йорке семнадцатилетний Брандо поступил в школу социальных исследований, параллельно работая – официантом, продавцом в магазине… Попробовать себя а качестве актера Марлона убедила его сестра Джоселин, которая сама также училась актерскому мастерству; по ее совету Брандо отправился в театральную школу немецкого режиссера Эрвина Пискатора, который познакомил его со знаменитой Стеллой Адлер. Талантливый педагог, Адлер быстро разглядела в молодом Брандо зачатки большого актерского таланта; вскоре он стал ее любимым учеником.

В 1944-м Брандо дебютировал на Бродвее; среди его работ Брандо отдельно стоит отметить его игру в знаменитой пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Первоначально эту роль планировали отдать Берта Ланкастера, но ввиду его занятости было решено искать других актеров.

Тогда режиссер Элиа Казан рекомендовал обратить внимание на Брандо, которого уже видел на театральной сцене. Теннеси Уильямс лично познакомился с Марлоном; они очень понравились друг другу, и драматург высказал свое одобрение кандидатуры молодого актера.

Два года он блистал в «Трамвае «Желание»; после окончания контракта Брандо сменил в этой роли Энтони Куинн.

Его дебютом в кино стала роль в картине «Мужчины» Фреда Циннемана, где ему досталась роль солдата, ставшего инвалидом на полях сражений Второй мировой. Брандо сыграл очень хорошо, но настоящая слава пришла к нему после фильма «Трамвай «Желание», который экранизировал Элиа Казан в 1951-м; за эту работу актер был номинирован на премию «Оскар».

Брандо продолжил сотрудничество с Казаном в картине «Вива, Сапата!», сценарий которого написал Джон Стейнбек. За роль мексиканского революционера Эмилиано Сапаты Брандо вновь был номинирован на «Оскар», а также получил премии Каннского кинофестиваля и Британской академии.

В 1953-м на экраны вышел фильм «Юлий Цезарь» режиссера Джозефа Лео Манкевича, где Марлону досталась роль Марка Антония, принесшая актеру очередную номинацию на «Оскар». В следующем году вышла очередная совместная работа Казана и Брандо – фильм «В порту». Картина завоевала восемь «Оскаров», и один из них на этот раз достался Марлону.

Вскоре актер снимается сразу в двух лентах, действие которых напрямую связано с Японией – «Чайная церемония», принесшая ему номинацию на «Золотой глобус», и «Сайонара», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус».

Члены Британской академии посчитали работу Брандо в картине «Молодые львы» достойной номинации на премию «Лучшему иностранному актеру», но в итоге награда досталась Сидни Пуатье.

В 1960-м актер снимается у Сидни Люмета в картине «Из породы беглецов», а в 1961-м сам выступает в качестве режиссера и актера в картине «Одноглазые валеты»; изначально фильм режиссировал Стенли Кубрик, но после ряда разногласий вынужден был покинуть проект.

В 1962 году Брандо снимается в картине «Мятеж на Баунти». Картина примечательна не только тем, что не смогла окупиться в прокате; во время съемок Брандо познакомился со своей третьей женой, Таритой. Прекрасная таитянка работала горничной в отеле, где проживал Марлон во время съемок картины; очарованный ее красотой, Брандо женился.

На съемочной площадке его партнерами были блистательные звезды мирового кино – Юл Бриннер в «Моритури», Джейн Фонда и Роберт Редфорд в «Погоне», Софи Лорен в «Графине из Гонконга» (режиссером этой ленты выступил великий Чарли Чаплин), Элизабет Тейлор в «Бликах в золотом глазу»…

Несмотря на то, что не все картины Брандо успешны в отношении кассовых сборов, его гонорары высоки (так, в 1966-м Брандо купил себе атолл в Тихом океане), он обласкан наградам и любовью миллионов поклонников.

Между тем, личная жизнь актера на протяжении многих лет была достаточно бурной; одних только браков у Брандо было три.

Его первой женой стала актриса Анна Кашфи; они поженились сразу после того, как актер узнал о ее беременности. У пары родился сын Кристиан, но это не спасло их брак, и вскоре они расстались. Вторая жена Марлона, мексиканская актриса Мовита Кастанеда, подарила ему двоих детей, но также не смогла удержать актера; в браке с третьей женой, таитянкой Таритой, у актера также родилось двое детей.

В 1972-м выходят сразу два фильма с участием Брандо, которые можно смело отнести к числу лент, входящих в золотой фонд мирового кинематографа.

«Крестный отец» Френсиса Форда Копполы собрал в мировом прокате примерно в сорок раз больше потраченных на его съемку шести миллионов долларов; блистательный актерский состав (помимо Брандо в картине снялись Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл), прекрасная литературная основа Марио Пьюзо, режиссура великого мастера обеспечили картине грандиозный успех; экранизация истории семьи Дона Корлеоне получила три статуэтки «Оскар», одна из которых предназначалась Марлону, и пять «Золотых глобусов», один из которых также достался Брандо. Правда, на церемонии вручения премии «Оскар» вместо актера получить статуэтку вышла индианка, которая зачитала написанный Брандо текст в защиту североамериканских индейцев.

Итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи также известен как большой мастер своего дела; за роль в картине «Последнее танго в Париже» Брандо снова был номинирован на «Оскар», а кассовые сборы фильма в мире приближались к ста миллионам долларов, что было огромным успехом, особенно учитывая достаточно скромный бюджет картины, составивший немногим более одного миллиона.

После таких хитов Брандо сделал небольшой перерыв в работе; снова он появился на экране в 1976-м в картине «Излучины Миссури» с Джеком Николсоном.

В 1978-м Брандо сыграл отца героя комиксов Супермена; фантастическая картина режиссера Ричарда Доннера собрала в мире триста миллионов долларов, став одной из самых кассовых лент года. Примечательно, что Брандо появляется на экране всего несколько минут.

В 1979-м Брандо снова работает вместе с Копполой – на этот раз над военной драмой «Апокалипсис сегодня», картиной, которая также собрала внушительный актерский ансамбль (Харрисон Форд, Роберт Дювалл, Мартин Шин, Денис Хоппер) и принесла ее режиссеру «Золотой глобус».

В 1980-м Брандо появился в картине «Формула» режиссера Джона Эвилдсена, получившего «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Рокки» с Сильвестром Сталлоне; увы, на этот раз работа Эвилдсена была удостоена номинации на «Золотую малину», как, впрочем, и игра самого Брандо.

После этой картины Брандо решил сделать перерыв в работе, который продолжался … девять лет, в течении которых актер жил на своем острове на Таити. За эти годы ему пришлось пережить серьезную личную трагедию – его сын Кристиан был осужден за убийство, и актеру пришлось применить немало влияния и средств, чтобы максимально минимизировать судебный приговор; в конечном итоге срок заключения удалось снизить до десяти лет.

Актер вернулся в Лос Анджелес в конце 80-х; вскоре на экраны вышел фильм «Сухой белый сезон», за роль в котором Брандо был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Работа над картиной «Дон Жуан де Марко» сводит Брандо на съемочной площадке с Джонни Деппом, молодым, но уже достаточно известным актером. Вскоре Марлон снова встретится с Деппом на съемках картины «Храбрец», где Джонни выступил также в качестве режиссера; картина была отмечена Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля.

Картину 1976 года «Остров доктора Моро» вряд ли можно отнести к числу творческих удач актера; за роль сумасшедшего ученого Брандо получил «Золотую малину», да и картина едва смогла окупиться в прокате.

Среди последних работ актера можно отметить картину «Медвежатник», где также снялись Роберт Де Ниро и Эдвард Нортон.

Последние годы жизни актер, давно страдавший излишним весом, не мог похвастаться богатырским здоровьем и не снимался в кино. Страдавший легочным фиброзом актер скончался первого июля 2004 года в Лос Анджелесе.

 

Интересные факты

Любимыми писателями Брандо были Зигмунд Фрейд и Карл Маркс.

Брандо был очень дружен с Мэрилин Монро.

 

В начало страницы

На главную страницу - США, Америка, американцы

Назад в "Американский кинематограф"

Следующая статья - Зак Браф

 

Поделитесь с друзьями своим мнением о Марлоне Брандо: